Морана (morraine_z) wrote,
Морана
morraine_z

Categories:

Падение Софии

"It's Damn Cold Outside And Love Doesn't Exist Also"
("Девять признаков русского романа" (с))



Я привезла с Ассамблеи полчемодана книг. Что-то подарили, но "Озеро туманов" и "Падение Софии" я купила самостоятельно. Они лежали там такие красивые, в белых обложках. И еще на кружку с пятым элефантом как раз хватило. "Озеро" - сразу, как увидела. У меня электроника есть, но это же совсем не то; а насчет "Софии" я вспомнила давнюю рецензию Володихина, обстоятельную, тяжеловесную, как он сам, где в том числе говорилось "герой и антагонист оказываются одной личностью, и так образом, путем развала сюжета, автор добивается...". Чего добивается таким образом автор, каюсь, забыла. Но я люблю разные шибко вывернутые технические приемчики.
"Ну, посмотрим, что там за развал сюжета", подумала я и взяла.
(изнемогая) Все-таки это была рецензия на другую книгу, думается мне...
Вообще, где-то в самой глубине души я близка к правоверному мусульманину; вот есть правильная книга, хорошая, зачем же другие? Я прочитала у Хаецкой "Мракобеса", ну "Меч и Радугу", конечно, про стрекоз в Вавилоне, заценила, убедилась в силе таланта, ну и не буду я читать что-то еще - я тут уже все знаю. Время от времени я подкрепляю, всё же, эту убежденность, с некоторой опаской знакомясь с чем-то новым - то же Озеро взять или Архитекта.
И вот тут мне попалась София.
Это больше, чем замечательная стилизация, это... Вот знаете, есть такие конфеты - барбариски. Их можно практически бесконечно долго катать во рту, наслаждаясь их вкусом, туда, сюда, посасывать, отгрызать наконец по кусочку, и снова гонять от щеки к щеке...
Конечно, в романе есть перекличка практически со всеми классическими русскими романами. Тут и Онегин, и Дубровский, и Обломов - то есть из Обломова там Штольц (или как там звали аккуратного управляющего?), и все, все, все.
При этом там есть совершенно самостоятельный сюжет и мир, где оглушительный хруст французской булки смешивается с ревом дюз взлетающего звездолета. Я слышала, что есть соавторская работа, с Мартьяновым, "Звездные гусары" кажется называется, и я догадываюсь, что великолепный гусар Вельяминов сотоварищи - оттуда.
И мягкая ирония, и юмор положений, который я люблю, но не современный, пошлых таких положений, а изящный и при этом хохочешь до слез. Когда милую Аннушку хоронят в египетском гробу; когда режиссер приходит на спектакль в рваном пальто и устраивает сцену, нервный, как все творческие люди, "уязвимость мужчин" и тетрадь с розовыми котиками, в которой Свинчаткин пишет свой отчет о полете на Фольд, сидя в землянке, бумаги в банке с кофием.. Ах, бесчисленное множество таких сцен, как жемчужин, рассыпаны по всему роману, их невозможно вспомнить все. А фразы, аааа
"Всем был похож на богатыря Дуная Ивановича, не хватало только меча в груди", "страдальчески спал". Впрочем, неимоверную вкусность языка я уже отмечала.
Герой сначала кажется бесцветным, прозрачным, никаким, а потом вдруг вспоминаешь, глядя на его поступки - блин, парню всего двадцать лет, а его бросили тут в омут с головой в жизнь тихого провинциального городка. И он растет и мужает на глазах, а уж сцена искушения с Харитином чего стоит! Молодец, отбился. В этом есть некоторая печальная и горькая правда. Спокойное, благополучное детство, пусть не очень счастливое, но вот с этим ощущением тыла за спиной, оно дает человеку большой запас прочности.
А вот у Софии этой подушки безопасности не было. Да и право, если бы не Харитин, эти чудовищно-затхлые старушки сожрали бы ее, как, видимо, до этого схрумтели Катеньку. Ей он был нужен, верный возлюбленный, который живет только тобой и может уничтожить любого обидчика. Так что да, это было падение, конечно, но выбор был такой, что...
А тихому, светлому, в глубине души очень циничному герою - нет, Харитин не нужен. Да, мать его умерла рано, но отец его любил и был нормальным вполне человеком.
Это видно и по Витольду Безценному, но там другое - это разница в социальном положении. Герой, владелец поместья, спокойно отвечает на вопросы следователя, зная, что он в некотором роде неприкосновенен. А Витольд сразу заводится на ровном месте и отвечает нервно. Он - всего лишь управляющий. Не дворянин.
Единственно, что, развязка показалась смятой - или это я ее так пролетела на всех парах? Ну хорошо, Свинчаткина оправдали, но убийцу Аннушки что, так и не нашли? Или посадили одного из фольдов, ни в чем не повинного, сразу после благотворительного бала? Чей это был волос на браслете, что показала экспертиза? Почему браслет с гербом Мышковских оказался у няньки-подружки Аннушки? Почему не проверили владелицу этого браслета сразу? Кем все-таки был Мурин, отчего он так странно себя вел?
Но в общем и целом - замечательная книга, читать и перечитывать долгими осенними вечерами.
Tags: думки, книги, позитив
Subscribe

  • Еврейское кладбище 2

    Начало здесь В этой части поста собраны фотки следующих типов памятников: - "Колонны" - "Ванночки" - "Грубый камень" -…

  • Еврейское кладбище

    В вихре равзлечений, которые может предоставить Питер человеку с разнообразными вкусами, я совсем забыла про кладбища. Дома у меня были обползаны…

  • Chaos Lord

    Я купила эту миньку затыкать дырки в ростере - это не аутентичный производитель, под нее паспорта нет, она отлита быть прокси. Ну и еще потому,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments