Морана (morraine_z) wrote,
Морана
morraine_z

Такие разные андроиды

Пересмотрели еще два старых кино - "Класс 1999" и "Бегущий по лезвию".
"Класс 1999" - это вместе с Риткой, в рамках летней программы "какие фильмы о школе в детстве смотрели мы" (см. также "Факультет" и "Heathers").



- Мир стал мягче, - заметила Рита в качестве итога.
Она не любит обсуждать идеи и образы, спасибо ее учительнице по литературе. Но я-то на этом основании все время сомневаюсь, что она вообще может.
- Что меня больше всего потрясло, - сказала она. - Что они несмотря на это вот все ходят в школу!
И еще она спросила:
- Да, но как же из таких вот детей выросли военные, ученые, официанты наконец?
Ну, я объяснила, что как раз официанты и ученые выросли из предыдущего поколения школьников, которые все-таки в школу без автоматического оружия ходили. А имеющаяся тенденция взрослых напрягает, и вот, они пытаются что-то изменить.
Я же подумала вот о чем. Не знаю, какая там была ситуация в школах в Штатах в начале девяностых, сценарист просто гротескно усилил ее или экстраполировал свои личные ощущения и фантазии, но тогда он попал в точку, редкая удача. Он создал отдушину для многих школьников не только в США. Хотя я не испытала уже того чистого и беспримесного наслаждения, как в детстве, когда школьники мочили учителей из всех видов стрелкового оружия, оставаясь, согласно замыслу сценариста, хорошими при этом. Отпустило наконец ;). А какая там челка у главной героини!
Но между прочим, этот незамысловатый боевичок - прекрасный, классический пример смещенного конфликта, и он учит подростков, как выходить из него правильно. "Хизерс" - фактически о том, что между жестким диктатом тусовки, желания стать безликой альфа-самкой и яростным бунтом надо выбирать свой, собственный путь, то есть учит самостоятельному мышлению. "Факультет" - воспевает силу ботаников, между прочим, и эффективность работы в команде, а также там фоном проходит история парня- футболиста, решившего, несмотря на осуждение тусовки, сменить мышцы на мозги.
Я может быть не знаю? Но сейчас фильмы для подростков совсем не об этом все. Что у нас в основном идет на экранах? Фильмы по комиксам, красивые, яркие, но бессмысленные, пластиковые. Рита говорит, что все это - Дэдпул, Мстители - это на самом деле для тех, кому лет 25, это их юность пришлась на пик популярности этих комиксов*. Но а что тогда для подростков? У них ведь тоже масса проблем. Я слышала, что есть пара фильмов о современной проблеме - кибербуллинге, когда детей травят при помощи соцсетей. Но это и все, что ли?
Или подростки теперь ищут ответы на свои вопросы НЕ в кино, а в видеоблогах сверстников? Черт знает, в общем.



Что касается "Бегущего по лезвию", то да, фильм-то не изменился, изменилась я, смотрящая его. Тогда, в детстве, меня захлестывало сочувствие, чувство чудовищной несправедливости по отношению к андроидам, и бесконечная подавленность от того, что сценарист решил - генокод, раз запущенный, невозможно изменить. (Ну и что, что с научной точки зрения это верно; в современных кинокомиксах на все эти законы физики и биологии плевали с высокого дерева, и все довольны). Нельзя их спасти, ну хорошо хоть Хауэр уничтожил источник зла - своего создателя. Имел полное право. (А в школах по-прежнему талдычат "я тебя породил - я тебя и убью" как образец для подражания).
А сейчас я подумала вот о чем. Есть такой рассказ, тоже у кого-то из классиков - там женщины ждут возвращения мужчин с войны, чтобы осыпать из цветами и поцелуями, а приходят одни роботы. И еще один - когда биться с демонами на Армагеддон отправляют суперсовременных роботов, и именно их после победы ангелы и забирают на небеса. В "Бегущем..." я раньше видела только гуманистический посыл ("Мы не вещи", опять напишут на стене почти тридцать лет спустя жены Несмертного Джо). Но теперь я вижу там эрозию концепции героизма. Хауэр видел лучи Си, вспарывающие мрак над Тангейзером, и много чего такого, чего не должен видеть человек. Он - первопроходец, он - герой, он - Мужчина в классическом патриархальном понимании. Он, согласно модели, теперь должен получить полную грудь орденов, почет и уважение, памятник, самую красивую девушку, и сидеть в старости рассказывать внукам, как он кровожадные кактусы на цепной меч наматывал. Момент с внуками очень важен - этот мозговой вирус, готовность сражаться, нести лишения и умереть должна подсаживаться в мозг личным примером.
Иначе никто не захочет лишаться и умирать.
А на самом деле он - гонимый преступник, опасная тварь вне закона, хуже крысы, и памятника ему никогда не будет, и внуков тоже. На место, расчищенное им, придут румяные крепенькие колонисты, обычные люди. Да, это здорово, создать мартышек, чтобы они для нас таскали каштаны из огня, а когда нужда в них отпадет, тихо отключались. Это позволит сохранить жизни и психику настоящих людей, которые гораздо ценнее мартышек.
Но ведь это означает, ко всему прочему, что мы, настоящие люди, НЕ можем этого - насчет мечей и кактусов. Мы жалки, трусливы, гораздо менее эффективны.
Это оскорбительно, в конце концов.
Чёрт его знает. Концепция героизма опасна и вредна для своих носителей в первую очередь, уж кому, как не нам, потомкам людей, чьими трупами заваливали минные поля, не знать этого. Может, ее надо было деконструировать, чтобы никому не повадно было, показать ее лживость - потому что в реальности искалеченные ветераны войн сталкиваются с массой проблем, и сложности со здоровьем - самая малая из них; одиночество, крыша, перекореженная так, что общаться с "нормальными" людьми практически невозможно, а психологов-специалистов ты пойди найди, так ведь еще и концепция героизма прямо запрещает обращаться за помощью, признавать себя слабым. А государство вспоминает о тебе раз в год на праздники. Герой войны в реале мало отличается от персонажа Хауэра - это искалеченный, полусумасшедший, жалкий человек, ни на что не годный в хозяйстве, разве что здорово умеет пробивать стены головой.
Никто не захочет быть таким. Может быть, и слава богу; будут изыскивать иные технологические пути. Беречь людей, наконец.
Я кстати вспомнила, кто мне нравился в юности. Тогда девушкам на выбор предлагался Шварц с каменной рожей, защита и опора, и аккуратненький прилизанный Ван Дамм. Мне не нравился ни один из них. Мне нравился Хауэр (особенно после "Плоти и крови").
Правда, по моде того времени, он тоже здоровый шкаф. Тебя же пристрелить дешевле, чем прокормить.
Но в отличие от него Шварц, например, никогда не умирал на крыше, не плакал так, чтобы слезы его смывал дождь...

* Варкрафт не трожьте, хотя в смысловой ряд он тоже вроде укладывается. Тому, кто не бился за Ледяной Трон, не понять!
Tags: думки, фантастика, фильмы
Subscribe

Posts from This Journal “фильмы” Tag

  • Правильное кольцо

    Меня в ВК всегда мучил вопрос соотношения линейных параметров. Те кольца, которые Саурон выковал для королей эльфов, гномов и людей - с ними все…

  • Паранормальное (2017)

    Отзыв о свежепросмотренном фильме Фильм продолжает линию богоискательства, заданную " Апостолом ", и ответы дает в принципе такие же. Не…

  • Бархатная бензопила

    Мои отзывы на фильмы тут особого фурора не вызывали ;(, но если кто по ним скучает, милости просим: "Из литературного о жутких картинах…

  • Культура изнасилования и милые куколки

    Находясь в измненном состоянии сознания, пошла бродить по сети.. Так лет через пять так заявления в милицию начинать будут ;), но тем не менее, что…

  • Грозовой перевал (2009)

    Напишу все-таки развернуто. Сильное впечатление на меня произвел фильм, и все нижесказанное относится именно к нему; в книге, как показывает опыт,…

  • Диффузия в сериалах

    Болею, смотрю сериалы и отметила любопытную тенденцию. Одной рукой мы ругаем низкопоклонничество перед западом и всей душой за скрепы, а другой мы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments