Морана (morraine_z) wrote,
Морана
morraine_z

Category:

Роберт Вегнер. Сказания Меекханского пограничья: Север-Юг

Я прочитала ознакомительный фрагмент, выложенный издательством, страшно разочаровалась, что это очередная Цири, "дочь наша", но потом подумала... Ладно. Есть некоторая прелесть в том, чтобы идти по накатанной колее. Ну будет еще одна Цири, подумаешь.
Так вот - ничего похожего на линию Цири в этой книге нет, что, собственно, оказалось приятным сюрпризом. За это я сразу готова была простить автору многое ;). Во-вторых, это сложный по структуре текст, давненько я таких не читала, особенно учитывая что последние полгода я читала в основном детские книжки вслух. Автор не заигрывает с читателем, не разжевывает ему, кто куда пошел, поймешь - молодца, нет - так и тебе и надо, и с каким наслаждением я напрягала мозг, прослеживая запутанные и тонкие смысловые связи в тексте! За это Вегнеру отдельное спасибо.
Еще я поняла вдруг, что... Не то чтобы нельзя дважды схватиться в битве за Ледяной трон, но существует ограниченное количество вселенных, которыми можно проникнуться. Я в первый раз поняла это давно - когда после Ведьмака пыталась играть в Бельтион. Хорошая игра, интересная, но... Это не тот мир, который я любила и прочувствовала, в него можно влюбиться тоже, конечно, но я уже не хочу, у меня есть мир, где я, в разноцветных стильных лохмотьях, сражалась плечом к плечу с рыцарями в черных с серебром доспехах. Я поняла! о чем говорили усталые люди, которые не восхищались фэнтези: слишком много новых имен и названий, опять разбираться в этом во всем...
Вегнер придумал мир глубокий и разнообразный, со своей запутанной и кровавой историей, где у каждого своя правда, как водится, но уже не трогает сердце веселая сообразительность смелых горцев, не так ярко блестит солнце на окровавленных клыках орков, не проникают прямо в душу отчетливые арабские мотивы.
(изнемогая) Наверное, мне пора заняться реализмом, в смысле читать его. Больше не интересует эпический пафос и размах битв, гораздо сильнее волнует, как обычные, простые люди живут свою обычную, простую жизнь. Кстати, технически это труднее сделать - когда ты не можешь закрыться от испытующего взгляда читателя ликом сероволосой Лааль или не можешь пустить в глаза пар из ноздрей Серетена-Быка.
Ну так вот; книга тем не менее хорошая. Под катом краткие отзывы о каждой из повестей, из которых состоит сборник, с некоторыми спойлерами.

Север. Топор и скала.
Эта часть посвящена приключениям горных пограничников. Шестая рота, молодой сообразительный и энергичный лейтенант Кеннет. Интриги, ночные и утренние бои с использованием складок местности и особенностей климата. Помню, я очень любила это имя и даже дала его кому-то из своих героев; не из Вальтера ли Скотта персонаж? Но вот... Кеннет молодец, он принимает иногда резкие решения, иногда разумные, иногда справедливые, но как правило очень практичные. Но кто он? Есть ли у него семья? Какие отношения с родственниками, сестрами, братьями, есть ли девушка? Почему он пошел в Горную Стражу? Ничего этого мы не узнаем ни о нем, ни о его колоритных десятниках. Люди оказываются посреди истории, посреди событий, которые должны как-то разрешить, решают эту ситуацию, но в итоге мы об отношениях в семье тхагов и о том, как строилась империя, знаем больше, чем о наших героях. Я считаю это недостатком. Почему Кеннет такой, какой есть? Слуга царю, отец солдатам?
Вот про Йатеха, героя второй части повести, это рассказывается в подробностях, и там вопросы самоидентификации встают в полный рост.

Честь горца.
Довольно знакомый мотив - генетические эксперименты, выведение супер-магов, заканчивается это кровавой бойней, ясно дело. Я согласна - нельзя людей скрещивать, как свиней, а всех этих селекционеров вообще надо самих отдавать на потеху результатам своих экспериментов, Кеннет еще очень гуманно поступил. Довольно стандартная подача магии как некоторого наказания, колдуны и ведьмы рождают если не уродов, то вообще бесплодны. Стихийные таланты, даже не обученные, умеют прятать себя от магического сканирования... Я этого пафоса не понимаю и как-то писала об этом здесь. Откуда вот такая позиция, что Сила - это нечто страшное, за что придется болезненно платить? С генетической точки зрения, я думаю, засада тут будет поджидать совсем в другом месте: мутации очень нестойки, тем более настолько малозначительные с точки зрения естественного отбора, и это значит, я извиняюсь, что скрещивать придется близких родственников, а там если пару-тройку близкородственных скрещиваний генетический аппарат может выдержать без особого для себя ущерба, то в конце этой длинной цепочки нас ожидает ладно если Эйерис Таргариен, а то ведь и просто пускающий слюни идиот. (У Мартина, кстати, это подано наиболее реалистично).
Но Вегнеру все эти соображения в голову не пришли, он сделал упор на другом, на буйстве мощного стихийного дара, а это все довольно привычно доя профессионального читателя фэнтези


Все мы меекханцы
А это та самая ознакомительная повесть.

Багрянец на плаще
Новелла о том, что оскорблять честь знамени противника не стоит, даже если знаменем в данном случае является форменный плащ, а тебя надежно прикрывает дядя-король, поклявшийся твоей матери опекать и защищать тебя. Любопытный перевёртыш с графиней, не вполне технически хорошо воплощенный.

Кровь наших отцов
Вот эта повесть наиболее впечатлила в первой части сборника. Не знаю, что породило в голове автора этот замечательный образ озера, которое в один прекрасный день вместо рыбы начинает давать золотые монеты, пряжки, магические артефакты, но деградация общины, многие поколения зарабатывавшей на жизнь честным рыбацким трудом - и вот уже рыбаки режут соседей за наиболее богатый на находки кусок берега, а потом, когда улов драгоценностей становится все меньше, и просто потому, чтобы пришлось делить на меньшее количество человек - показана очень ярко и прочувствованно. Да, те, кто был в силах, набрал полные карманы и покинул это проклятое место вместе с семьей; но во всех остальных душах демон жадности попировал на славу.
Именно здесь автор в погоне за интригой чрезмерно и излишне усложнил повествование; здесь имеется сцена, где он вынужден обходиться определениями "он" и "тот" для обозначения действующих лиц, чтобы читатель не дай бог не догадался раньше времени, о ком именно идет речь. Но эффект это имеет прямо обратный - читатель, например я, разобрался, в чем дело, но я подозреваю, что подобный квест дастся не многим.
В общем, я бы прямо написала "шаман орков, известный нам по первой новелле" и "одержимый тем самым демоном, который упоминался тут, в прологе". У них всех есть имена, кстати, что сильно облегчило бы задачу.

Юг. Меч и жар
Если повести первой части не кажутся сюжетно жестко связанными друг с другом, то эта часть скроена более цельно и напоминает самостоятельное произведение, а не набор солдатских баек. На самом деле, весь роман имеет четкий внутренний стержень, но это начинает бросаться в глаза только ближе к концу, в двух последних - и особенно в последней - части, где автор единым духом выпаливает нам, что же это, собственно, было, зачем это все. Я бы не назвала это решение особенно удачным; да, понятно, автор боялся аналогий с Цири, но если бы он сразу показал нам, что они ложны, всем стало бы легче дышать. В общем, я бы с большим интересом почитала о приключениях Канайонесс, чем о генетических экспериментах имперских магов. Тем более, как выясняется, первые имели гораздо большее значение для сюжета, чем вторые.

Ибо люблю тебя больше жизни
Здесь в повествовании впервые появляются отношения между мужчинами и женщинами, а не только борьба хорошего с лучшим, чести с присягой и родовыми клятвами. Рассказ является классической иллюстрацией насчет того, что не стоит связываться с романтичными горцами. Ибо между любовью к тебе и верностью своим диким обычаям он всегда выберет второе, всадит тебе кинжал в грудь, уберегая от худшей судьбы, и бежит обратно в свою пустыню/горы.

Далее идут три повести: Будь у меня брат, Поцелуй скорпиона и Убей мою память, но тут действие наконец раскочегарилось и пошло более-менее слитно, так что и отзыв будет общим. Будь у меня брат - больше половины повести вооруженная до зубов дикарка рассказывает безутешному отцу, приехавшему отомстить за дочь, историю своего народа, из чего должен как бы последовать как бы вывод, что непонятно, кто из них дикарь. Немного скучно, когда на тебя обрушивается поток фактов и данных о войнах богов, да ну мы, читатели фэнтези, и не к такому привыкли, в конце концов. Чувствуется, что автор собирал этнографические материалы и творчески использовал их при создании своего мира; афраагра напомнила мне о матриархальных деревнях на Тибете, но, ребята, но. Вооруженные до зубов женщины народа иссарам с презрением и жалостью смотрят на своих изнеженных северных сестер, вынужденных цепляться за мужчину как за единственный костыль в жизни, и при случае, я не сомневаюсь, отчитали бы их не менее сурово, чем решительная дочь Тибета - китаянку, рыдающую по поводу того, что ее бросил муж (я такой эпизод тоже видела в этнографических статьях). Однако те же женщины народа иссарам, когда один из их сыновей и братьев погибает, ставят его жену - чужачку из того самого северного племени - молоть зерно в подвале. Она, между прочим, в ритуальных целях ослеплена. Все оставшиеся долгие годы она живет в дальней подвальной комнате общего дома, и в комнате ее лишь кровать да мельничные жернова. Автор заикается было о том, что после смерти мужа женщина вроде как может вместе с детьми вернуться в свой клан, но к чужачкам эти законы не относятся, видимо. Да и что бы она стала делать на родном севере, слепая, с кучей детей непонятно от кого? (по северным меркам, нельзя же дикаря считать мужем).
Так вот. Ни север, и ни юг, ни патриархат, ни матриархат (основные неприятности героям доставляет женщина - глава другого клана, и побуждения ее ничуть не менее шовинистичны, что двигали многими мужчинами и в нашем мире). Оба они, и вооруженная до зубов воительница, которая вроде как пользуется большей свободой, чем резкая пацанка Иснаэль, и безутешный отец Иснаэль - одинаковые дикари, грубо скажем. И нечего тут меряться списком предков на пол-пещеры. Только развитие общественных отношений и выведение их на новый уровень делает людей истинно цивилизованными.
И когда мы из пылающих древним проклятием песков возвращаемся в унылое серое болото, прямо сердце радуется; думаешь хоть тут отдохнуть сердцем от жарких страстей. Но нет, автор тут торопливо вываливает нам всю истинную подоплеку первого тома, обнажает скрытые пружины, которые двигали действием (и тут становится сомнительна необходимость всех приключений лихого отряда в первой части), делает мощный задел на вторую часть и прощается с нами.
Tags: думки, книги
Subscribe

Posts from This Journal “книги” Tag

  • Ценообразование

    А я блин видела "Грезу" на выходных, в первом из упомянутых в посте магазинов, в руках держала, подумала еще с сомнением:…

  • Книжное май-июнь 2021

    Отзывы и впечатления о прочитанных книгах я давно вешаю в своей группе, но последний год, такое ощущение, я их не вешала даже там. Я не покупала и не…

  • Б – бл… бескорыстие

    Бернар и его беспокойство о ней всегда были для нее как удивительный подарок. Однако замуж выходят не за подарки. Так что обижаться ей в…

  • Гидеон из Девятого дома

    Я читаю в основном в сети, не скачивая даже. Самые полюбившиеся покупаю, ну и заодно перечитываю бумажные, какие есть. Но иногда охватывает желание…

  • Второй подарочек

    « Однако теперь мне нужно написать о тенях в глубинах как Сакрасты, так и моей души, ведь именно там всегда прячутся самые лучшие истории — длинные,…

  • Gaze

    Это в плане как male gaze, что-то не подберу аналога в русском. Но про книги и персонажей. Подумалось вдруг, хотя это было очевидно и лежало на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments