Морана (morraine_z) wrote,
Морана
morraine_z

Про ракеты и людей

Растащило что-то меня сегодня ;))

Вася Владимирский вчера написал в ФБ:
"Вот интересно. Читаешь биографические справки об англо-американских писателях-фантастах - каждый второй с научной степенью, преподает в каком-нибудь университете. Причем не обязательно физику-химию-математику, но и филологические науки, историю, журналистику, биологию, философию... То есть речь, понятное дело, не об авторах Вахи, дарк фэнтези или ромфанта, там во много знании много печали, а о тех, кто печатается в антологиях Гарднера Дозуа, Джона Джозефа Адамса, Эллен Датлоу и проч".
Сначала я хотела написать комментарий, вступить в дискуссию. Потом поняла, что все в комментарий не влезет, решила сделать пост в ФБ. По мере написания поняла, что оно и в фейсбучный пост не влезет ;), да там у меня еще дела были, решила написать в итоге тут.
Ну, для начала отметим, что снобизм – штука очень дешевая. На смазку шестеренок любой иерархии тоннами идет именно она. Обязательно нужно чувствовать себя лучше кого-то, особенно ценно ощущение «их» ничтожества, мизерности и отвратительности; тогда наша крутость особенно заметна. В наших окололитературных кругах ведь как? Высоколобые фантасты презирают хоррор, мол, это пишут какие-то больные голову люди, хоррористы презрительно фыркают на фэнтези, и все дружно ненавидят ромфант у которого самые высокие продажи.
Жизнь без возможности с чувством приятного исполненного долга плевать кому-нибудь на голову – это не жизнь, ясно дело.
Но оставим в покое отношения в тусовке и вернемся к исходному посылу. Меня, конечно, выбесило вот это:
«То есть речь, понятное дело, не об авторах Вахи, дарк фэнтези или ромфанта, там во много знании много печали…»
За дарк фэнтези и ромфант пусть кто-нибудь другой отдувается ;), я скажу про Ваху. Общий смысл этого сложно структруированного высказывания в том, что Ваху пишут идиоты полуграмотные, не отягощенные интеллектом. Ну да, ну да. Я вот сильно сомневаюсь, что Владимирский в курсе, например, кто такой Лионел Джонсон и как он связан с примархом Темных Ангелов; какое произведение мировой классики обыгрывается в романе «Маска Вайла», и т.д., и т.п.
Для того, чтобы понимать всю огромную перекрестную систему отсылок, которую представляет собой постмодернизм,  - а Ваха постмодернистична до самого последнего щупальца какого-нибудь культиста, с миру по нитке, здесь Ганешу отрубим уши, хобот переставим туда, где он будет лучше смотреться, там потырим молоизвестного поэта, что он без дела тихо гибнет в пучине забвения, а вот сюда Эдгара По засунем, чтобы было веселее – так вот, чтобы понимать все отсылки, надо хотя бы знать, куда они ведут.
Гораздо проще, конечно, воротить нос, и – тоже где-то видела в ФБ недавно, но это уже не Вася писал – исходить презрением и отвращением к современным девушкам, которые, прочтя про мадам Бовари, гордо заявляют «Да она вылитая я!».
А исторический контекст, канешна, вообще не считывают.
Страшнее, как по мне, быть не в силах считать культурный, и на этом основании объявить огромное литературное и культурное явление отбросами, которые создают и в которых копаются беспечальные в силу своего идиотизма и невежества люди.
Это так по-нашему, дааа. 
Суть же Васиной печали, насколько я понимаю, в том, что у нас фантастику пишут не профессора, отнюдь. Ну не знаю; я вот читала одну книгу, написанную целым профессором (зарубежным), так он сделал из нее три. Страшная нудятина, честно говоря.
Но я хотела сказать о другом.
Не знаю, откуда эта безграничная уверенность, что прогресс человечества – это только техника. В Васином посте это тоже есть (хотя это не главный посыл текста): «каждый второй с научной степенью, преподает в каком-нибудь университете. Причем не обязательно физику-химию-математику, но и филологические науки, историю…». Да. Так уж и быть. Засчитаем, но и, филологию и историю за науку.
Может быть, конечно, дело в тяжком советском наследии. Когда гуманитарные науки и за науки-то не считались, только физика, давай бомбу поядреней, только химия, только хардкор. Этот ущербный подход и породил кадавра, именуемого советской фантастикой, мэтры и зубры которого держались на плаву только благодаря отсутствию конкуренции. Очень доходчиво это сформулировала Хаецкая в одной из своих размышлятельных статей на Крупе:
«Мне не было интересно, как они решат какую-то научную проблему. А отношения между ними автор, поглощенный некоей «научной» идеей, показывал всегда очень схематично.
Но главная причина заключалась не в этом.
Сейчас людям не стыдно признаваться в том, что они не читали «Войну и мир» и ненавидят Чехова. Так вот, мне не стыдно признаться, что я ненавидела физику и химию и глубоко страдала от алгебры. В моем мире ничто не изменится, если Земля будет вращаться вокруг Солнца. В этом я солидарна с Холмсом. Кому-то не нужна «гипотеза Бога», а мне не нужны были физика с химией.
Я закончила школу. Я получила, блин, диплом о том, что я ее закончила. Я больше не обязана решать задачки по ненавистным предметам.
Так какого, извините, дьявола я должна к ним возвращаться в мое свободное время? Добровольно и с песнями?
А разве не к этому склоняет НФ? «Бросайте ваших Пьеров Безуховых и айдате с нами в очередной раз разбираться в ненужной вам проблеме, почему шарик катится вниз, если пустить его по наклонной плоскости…»
Но даже и это, честно говоря, не основная, не корневая причина. Если мне увлеченно и понятно рассказывать про катящийся шарик или про то, кто вокруг кого вращается, - мне будет интересно.
Беда в том, что НФ-литература пишется людьми, которые разбирают какие-то несуществующие проблемы и при этом я, глубинным чутьем невежды, ощущаю их невежество. Они только делают вид, что понимают про шарик. Они такие же троечники, как и я, просто очки втирают».
Несколько выше автор отмечает единственный роман Стругацких, от которого ее не так сильно тошнило – «Трудно быть богом». Но там у нас не «про ракету», там социальная фантастика – то есть фэнтези, как тут же поправляется Хаецкая. Да ладно?
Самая первая фантастика – ту, которую проходят чуть ли не в школах, но в университетах точно – она была, вот вы удивитесь, совсем не про ракету. Утопия, не к ночи будь помянута, Город Солнца и прочие Герберты Уэллсы – это все было про то, как нам обустроить Рабкрин, это все было про устройство общества. Это была социальная фантастика, то бишь фэнтези, или, как его тут назвали в другой классификации – антропологическая фантастика (там приводили в пример Ле Гуин, которая-де любила описывать по-разному устроенные общества и миры).
Да и если обратиться к истории – воспеваемый и так горячо любимый в некоторых кругах технологический прогресс с чего так резко скакнул? Что послужило причиной? Тысячи лет жили себе римляне без второго закона Ньютона и горя не знали.
Чума, дорогие мои. Чума опустошила Европу, и ты больше не мог поставить человека всю жизнь говно черпать. Слишком мало их осталось, рабочих рук-то. Понадобилась какая-нибудь хитрая механическая штуковина, чтобы заменить человека, которого просто не было. Т.е. некоторые процессы в обществе запускают технологический прогресс, прогресс влияет на общество, оно меняется, ему требуются новые технологии, и так все и крутится в бешеном колесе. Но толкает его, главное в этой связке – общество; знание второго – и даже третьего закона Ньютона! – не сделает жизнь справедливее. Безопаснее. Лучше и веселее. Третий закон Ньютона верен для физики, но совершенно не пригоден для описания отношений между людьми.
Жизнь такой делают фантасты, не настоящие, разумеется, которые про ракету. Антропологические. Какими мы станем? Какими мы можем быть? Надо ли это нам – вот про что они пишут.
Так вот, что я имею сказать этим бокалом.

  1. Снобизм - последнее прибежище невежства

  2. Достали технари

  3. На профессоров уповать не стоит и стенать об их отсутствии в литературе – тоже. Пишут они нудно, привыкли к монографиям

  4. Ваха, блин – это вам не ромфант! ;)))

Tags: думки, фантастика
Subscribe

Posts from This Journal “фантастика” Tag

  • ФантАссамблея 2021 общие впечатления

    Я в этом году там была кавалерийским наскоком, кроме своего забежала еще только на два мероприятия. Впечатления вкратце. Столовая испортилась, люди…

  • Пусть сам я немного успел

    Повесим красивое, чтобы в минуту душевной невзгоды любоваться потом. Все картиночки цельнотянуты bigfatcat19, но они - не его (все сложно…

  • Футурологический конгресс - лырка

    И телеканал «Труба» снова с вами. Сон весьма сюжетно запутанный. Графиня в очень красивом соответствующем костюме, локации соответственно -…

  • (no subject)

    (Изнемогая) Переговорщики, они такие...

  • Инквизиторы Вархаммера: типажи

    Инквизиторы суть отрыжка своего бога, его последний предсмертный выдох, и по этой причине исполнены внутренней гнили. Это вам не сияющие Астартес,…

  • Те же, только в профиль

    Утопию от антиутопии отличить достаточно легко, и нет, не только по этому критерию В утопии скучно. Поэтому их, собственно, после греков и не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Posts from This Journal “фантастика” Tag

  • ФантАссамблея 2021 общие впечатления

    Я в этом году там была кавалерийским наскоком, кроме своего забежала еще только на два мероприятия. Впечатления вкратце. Столовая испортилась, люди…

  • Пусть сам я немного успел

    Повесим красивое, чтобы в минуту душевной невзгоды любоваться потом. Все картиночки цельнотянуты bigfatcat19, но они - не его (все сложно…

  • Футурологический конгресс - лырка

    И телеканал «Труба» снова с вами. Сон весьма сюжетно запутанный. Графиня в очень красивом соответствующем костюме, локации соответственно -…

  • (no subject)

    (Изнемогая) Переговорщики, они такие...

  • Инквизиторы Вархаммера: типажи

    Инквизиторы суть отрыжка своего бога, его последний предсмертный выдох, и по этой причине исполнены внутренней гнили. Это вам не сияющие Астартес,…

  • Те же, только в профиль

    Утопию от антиутопии отличить достаточно легко, и нет, не только по этому критерию В утопии скучно. Поэтому их, собственно, после греков и не…