Морана (morraine_z) wrote,
Морана
morraine_z

Category:

Построение реальности художественного произведения

«...уподобляясь исследователям, которые годами изучают случаи онанизма в юности маньяка» (с)

Я потихоньку все перетаскиваю в ВК, но там объём... А хотя да, забабахаю это все статьей и там потом. Но здесь удобнее ;).
Итак, существует в принципе всего два способа это сделать, построить связи внутри художественного произведения, по моим наблюдениям (не в смысле их ТОЛЬКО два, а люди в основном используют только их). Либо вы впускаете в реальность монстра, который выпивает океаны и закусывает континентами, грубо говоря, и в борьбе с ним высвечиваете все те качества в характере героев, которые хотите показать (ну и как меняются герои в процессе соответственно).
А если рамки жанра не позволяют это сделать? Если вы решили писать «современный детектив», ну или не детектив?
Тогда вы набиваете шкаф героя под завязку скелетами, а потом с грохотом роняете. Полчища голодных призраков терзают разум героев и читателей заодно.
Так вот мне этот подход кажется порочным. Не то чтобы недостоверным - в жизни очень часто так бывает, что люди волокут за собой своё прошлое, как бедная собачка привязанную к ее хвосту консервную банку, и грохот этой банки действительно управляет поступками собачки.
Но мы не вещи, ;), в смысле не собаки; банку-то можно и отцепить. И мне не кажется здоровым подход, утверждающий, проклинающий, и в конечном итоге воспевающий безраздельное господство Великой Банки над судьбами людей. И не предлагающий никаких других путей.
О чем это я ;). Открыла я тут для себя Елену Михалкову, и немедленно жадно набросилась на ее творчество. За осень я прочитала: «Нет кузнечика в траве», «Манускрипт дьявола», «След лисицы на камнях», «Дудочка крысолова», «Нежные листья, ядовитые корни», «Пирог из горького миндаля»... и поняла, что объелась. Но окончательно меня стошнило на «Свадьбе с препятствиями».
(в сторону) Мне вот интересно, почему так мало отзывов на неё в фем_букс? Автор - женщина, герои практически всегда - все женщины, и разговаривают вовсе не о мужиках друг с другом... может быть, дело в том, о чем они разговаривают? В том, что гамма типажей очень разнообразна, и тут есть и стервы, и дуры, а не только стильные бизнесвумен? И давят-душат друг друга на загляденье без помощи всяких там мужиков?

Значит, смотрите: я тут не подвергаю сомнению ни талант, ни художественное мастерство автора, ни ее концепцию добра и зла (хотя последнюю не разделяю). Чего тут подвергать ;). Мы берём творчество Елены Михалковой как яркий, классический пример того, о чем хотим поговорить; проиллюстрировать выдвинутый тезис, и хорошо, что у нас такие выпуклые картинки есть.
Нет кузнечика в траве, - кошмарный подростковый период героев в провинциальном городе завершился мощным катаклизмом, им толком так и не удалось избавиться от яда, пропитавшего их души, а тридцать лет спустя неуязвимый демон вернулся и поверг их в глубины ада;
Манускрипт дьявола, - трое друзей детства встречаются, один хочет ограбить другого и убить третью из дружной компашки;
След лисицы на камнях, - патриарх и матриарх села давят и душат друг друга, два медведя в одной берлоге не живут, жизни детей, родственников и просто подвернувшимся под руку сельчан идут в этой великой борьбе за разменную монету;
Дудочка крысолова, - подросток прочел книгу, написанную рано умершим отцом, весьма своеобразно интерпретировал ее и стал строить свою жизнь по ней;
Нежные листья, ядовитые корни, - собираются бывшие одноклассницы, всплывает весь тот мрак, надежно упрятанный до поры до времени, которым были пропитаны их школьные годы чудесные, становится понятно, что из душного школьного коридора до сих пор никто так и не вышел;
Пирог из горького миндаля - когда все герои были подростками и собрались летом на даче у дедушки, произошло нечто, что перевернуло их жизнь и предопределило их дальнейшую судьбу. Разгрести завалы этого дерьма удалось только лет тридцать спустя;
Свадьба с препятствиями - московская невеста приезжает на смотрины к семье провинциального жениха, ей широким жестом отсыпают за шиворот пригоршню семейных тараканов, вовлекая в собственные привычные людоедские пляски.
И это автор ещё оптимистичен до тошноты и не «просто хочет сделать читателю больно» (с) Лиля Ким, у неё всегда все хорошо кончается.
Но, ребят, серьезно? Да, гораздо чаще в российской литературе встречается другая крайность, в современном российском хорроре кстати тоже - гордый герой без роду без племени висит в пустоте, ни ядовитых корней у него, ни нежных, никаких, дай бог у него есть жена, которая не понимает всего величия его мятущейся души (вариант: бросила, стерва такая, «я уже в прошлом году два раза понимала творческую душу и один раз в этом»). И какой-нибудь друг. Чтобы придти и обнаружить мертвое тело или доверчиво явиться на зов и быть скормлену очередному чудовищу. Так тоже не очень смотрится.
Но мы сейчас говорим о другом. Кто такие одноклассники? Набор совершенно случайных людей, обреченных на совместное времяпровождение в течение десяти лет, сгруппированный, как правило, по признаку проживания в одном районе города. Хуже этого только родственники - это вообще полная лотерея, божественный рандом.
Ну да, и те и другие имеют возможность оказать большое влияние на неокрепшую детскую психику.
А после того, как человек стал биологически взрослым, с ним уже ничего эпохального произойти не может, да? Он не может вытрясти из ушей все то говнецо, которое щедрой рукой туда заливали и те, и другие, отказаться от своей роли в семейном спектакле и найти свою собственную судьбу? Свою банду, свой цех? И там оказаться вплетенным в такие интриги, что мама не горюй?
Tags: думки, книги
Subscribe

Posts from This Journal “книги” Tag

  • Ценообразование

    А я блин видела "Грезу" на выходных, в первом из упомянутых в посте магазинов, в руках держала, подумала еще с сомнением:…

  • Книжное май-июнь 2021

    Отзывы и впечатления о прочитанных книгах я давно вешаю в своей группе, но последний год, такое ощущение, я их не вешала даже там. Я не покупала и не…

  • Б – бл… бескорыстие

    Бернар и его беспокойство о ней всегда были для нее как удивительный подарок. Однако замуж выходят не за подарки. Так что обижаться ей в…

  • Гидеон из Девятого дома

    Я читаю в основном в сети, не скачивая даже. Самые полюбившиеся покупаю, ну и заодно перечитываю бумажные, какие есть. Но иногда охватывает желание…

  • Второй подарочек

    « Однако теперь мне нужно написать о тенях в глубинах как Сакрасты, так и моей души, ведь именно там всегда прячутся самые лучшие истории — длинные,…

  • Gaze

    Это в плане как male gaze, что-то не подберу аналога в русском. Но про книги и персонажей. Подумалось вдруг, хотя это было очевидно и лежало на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Posts from This Journal “книги” Tag

  • Ценообразование

    А я блин видела "Грезу" на выходных, в первом из упомянутых в посте магазинов, в руках держала, подумала еще с сомнением:…

  • Книжное май-июнь 2021

    Отзывы и впечатления о прочитанных книгах я давно вешаю в своей группе, но последний год, такое ощущение, я их не вешала даже там. Я не покупала и не…

  • Б – бл… бескорыстие

    Бернар и его беспокойство о ней всегда были для нее как удивительный подарок. Однако замуж выходят не за подарки. Так что обижаться ей в…

  • Гидеон из Девятого дома

    Я читаю в основном в сети, не скачивая даже. Самые полюбившиеся покупаю, ну и заодно перечитываю бумажные, какие есть. Но иногда охватывает желание…

  • Второй подарочек

    « Однако теперь мне нужно написать о тенях в глубинах как Сакрасты, так и моей души, ведь именно там всегда прячутся самые лучшие истории — длинные,…

  • Gaze

    Это в плане как male gaze, что-то не подберу аналога в русском. Но про книги и персонажей. Подумалось вдруг, хотя это было очевидно и лежало на…