Морана (morraine_z) wrote,
Морана
morraine_z

Categories:

Любовь к отеческим гробам


Так называется авторская экскурсия по Рождественскому кладбищу, которую я посетила на днях. Вкратце – ходить по кладбищу с экскурсоводом гораздо интереснее, чем без него! ;). Я думала, что я одна там такая повернутая буду, но нас там собралось человек двадцать. Под катом – пересказ того, что я запомнила из слов экскурсовода, и куча фоток.
Пересказ:
Курганы и сопки исторически являются наиболее древним способом захоронения (прим. ТС -и более соответствующим санитарно-гигиеническим нормам), однако с приходом христианства на Руси распространяется такой способ захоронения, как скудельницы. Многие считают, что такой способ – выкопать большую яму, свалить туда всех без разбора и сверху немного присыпать (прим. ТС – братская могила в воронке, короче) – использовался только во время мора или голода, но нет, это был штатный способ.
- Так а где же хранились трупы, если их поток был мал?
- Нигде. Их просто подбрасывали в эту яму и присыпали.
Таким образом, продолжал экскурсовод, широко известные «покаянные стихи», которые создавались вплоть до семнадцатого века, где читателя призывают сходить на ближайшее кладбище, посмотреть на эти торчащие из земли кости и разлагающуюся плоть, и убедиться, что все тлен, и которые вызывают сейчас такое изумление и производят впечатление поэтического преувеличения, просто точно описывают, что творилось на кладбищах в ту эпоху.
Прим. ТС (печально) – ну, результаты отрицания господствующей идеологией элементарных санитарно-гигиенических норм нам всем известны. В следующий раз, выбирая себе бога, выбирайте кого-нибудь почистоплотнее!
Всяческие князья, разумеется, еще при жизни присматривали себе местечко получше, их хоронили индивидуально, в церквях, иногда ими же для этих целей и построенных. С ростом благосостояния нации в целом и индивидуализма в частности личные захоронения для себя и членов семьи стали делать так же купцы. Кто строил часовни, кто – договаривался на «закладные кресты» в стене храма.



Так же появилась мода на саркофаги.





Вот эта фигня в решетке - это какое-то "перевернутое пламя",  его символический смысл объяснялся, но я забыла...


Церковь без зазрения совести пользовалась своей монополией на данный обряд. Нам была рассказана история посадника Щила, очень богатого новгородского посадника, который не поделил что-то с епископом. Официальная версия гласит, что он нажил богатство неправедным путем – давал деньги в рост. Епископ… нет, не потребовал, чтобы он простил своих должников или там раздал деньги бедным. Он отказался его отпевать заранее, еще при жизни, а Щил уже отгрохал для себя миленькую церковь. Кстати, манера отпевать еще при жизни клиента была очень распространена в то время, никогда не догадаетесь, почему. Потому что человек внезапно смертен и не знаешь, где тебя настигнет? Нет. Потому, что монахи относились к своим обязанностям исключительно на «отвали», и только присутствие бдительного живого клиента давало гарантию, что будут прочитаны все положенные по случаю молитвы.
Возвращаясь к Щилу.
После некоторого умасливания епископ разрешил отпеть его заживо в той самой церкви (это все стоит денег, и немалых, взнос номер раз). В процессе пол под гробом провалился, и вместе с глубоко потрясенным клиентом провалился в подвал. Епископ сказал, что надо нарисовать Щила на стене. Когда изображение было закончено, на следующее утро Щил оказался изображенным сидящим по самую макушку в чертях, смоле и пламени. Пол починили, гроб с клиентом поставили на место, процедуру повторили – но уже другую, особенную (взнос номер два). Утром Щил на картине показался из смолы по плечи. Итерации, общим числом еще две, повторялись до тех пор, пока у клиента не кончились деньги, пока Щила общими усилиями не извлекли из адского пламени полностью.
Эта старая, как мир, история о перераспределении ресурсов между субъектами, обладающими идеологическими и административными полномочиями, свидетельствует так же о том, что в условиях здоровой конкуренции до верхушки жреческой пирамиды добирались только люди, наделенные смекалкой, хорошей фантазией и организаторскими способностями сколько он заплатил художнику, мне интересно, а не как сейчас.
Практика скудельниц объясняет так же тот факт, почему многие очень древние кладбища при поселениях (Бронницкое, Рождественское вот) имеют столь давнюю историю и столь маленькую площадь – там покойников закопано слоями на семь метров вглубь.
Со временем люди все сильнее начинают склоняться к идее личной, частной могилы вне зависимости от сословной принадлежности. Это все Запад проклятый со своим индивидуализмом, правами человека и прочей демократически-либеральной гнилью, разумеется.


О памятниках многоразового использования еще будет дальше ;), но тут суть в том, что изначально он принадлежал совсем другому человеку. Просто прикрепили медальон и прибили табличку с нужным именем поверх изначального.



Вот такой же памятник, но развалившийся на три части под напором времени




Маковка в щели


Не менее трогательна практика "подхоранивания", о чем тоже дальше


Похоронное дело в России бурно расцвело в конце девятнадцатого века. Именно в этот период не только у купеческих семей появляются семейные склепы, и оттуда ведут свое происхождение оградки, как тень склепа, которые занимают с тех пор основную часть территории кладбищ.

А, повторю предупреждение лектора - не все памятники аутентичны и сделаны в ту эпоху; это просто единственные сохранившиеся образчики стиля.



Вид внутри


Более современная




На многих памятниках того времени, помимо стандартной информации об усопшем, указываются координаты артели, где памятник был произведен, а так же информация об акциях и скидках.
 Вот сам памятник


а вот надпись в самом низу:

Фото нерезкое, к сожалению, но там даже номер дома указан.

Впрочем, он (расцвет) был недолгим. Коммунистов, пришедших к власти, бренность человеческого тела и необходимость что-то делать с ним, когда пламенный революционный дух его покинет, износив до предела, раздражала даже больше, чем христиан. Старые похоронные обряды были категорически уничтожены, а новые – никак не регламентированы. Естественным образом после уничтожения НЭПа исчезли все частные артели, помогавшие проводить умерших в последний путь. Покойников, появившихся естественным путем и тех, кого сама производила в огромных количествах, новая власть предпочитала зарывать во рвах и больших ямах, как бешеных собак. Во время Великой Отечественной войны процесс, как уже упоминалось, естественным путем вернулся на круги своя – тела сбрасывали в воронки побольше, каковых (и тел, и воронок, стараниями немецкой и собственной авиации), было в количестве, да присыпали землей. Поэтому лишь где-то шестидесятых, когда, несмотря на все административные старания, благосостояние людей снова начало неуклонно расти, стали появляться некие гражданские атеистические ритуалы и организации, обеспечивающие их материальную базу.



Во все времена, кстати, было широко распространено повторное использование надгробных плит и памятников.


Тут взята красивая плита явно гораздо более раннего периода


Я его слепила из того, что было...


Еще пример аналогичного подхода

Нижняя часть монумента на фотке ниже настолько старше верхней, что это бросается в глаза. Имена на ней сбиты - притом та же участь постигла имена, высеченные на той стороне верхней части, которую мы сейчас видим.


В конечном итоге эта конструкция стала памятником этого семейства


Когда жахнула перестройка, и даже живым опять стало жрать нечего, появился новый тип памятника, хорошо знакомый нам – сваренный знакомым умельцем из арматуры на заводе крест



Черное на черном не очень видно, но крест очень красивый, ажурный весь


или же сделанный из стального листа памятник. У них есть даже официальное название – «прапорец», от старого славянского «прапор» - флаг, форму которого имеют памятники этого периода. Но, как мы видим, на флаг уже совершенно спокойно приваривают крест.





Затем появляются гранитные  плиты с украшениями. Рождественское кладбище – старое, и соответственно очень блатное. Официально оно считается закрытым в девяностых годах, неофициально, как мы видим, трогательная практика «подхоранивания» нужных людей (а медальоны с именами истинных владельцев участка мы экономно на оградке повесим) продолжается по сей день.



Чем-то этот Боренко был так угоден богам, что ее похоронили прямо у ног тех средневековых купцов, чьи саркофаги сохранились наперекор судьбе

На этом пересказ лекции заканчивается, и идут просто фотки россыпью с моими комментариями. Делаем повторный дисклеймер - может быть, лектор вообще ничего из вышеприведенного не говорил, или говорил не то, или вообще то, что здесь не записано. Я там блаженно фотографировала кладбище в целом и слушала краем уха.

Та самая церковь Рождества - побеленная часть




Голая суровая кладка



Не знаю, это какая-нибудь дренажно-оборонительная канава или просто культурный слой так нарос


"Сидела, влажно серея, лягушка..." ;), но хорошо хоть не размером с кошку

Общий вид церкви - из-за лесисости кладбища не так просто найти точку для него

Еще в тринадцатом веке была построена деревянная, потом она сгорела, как водится, поставили каменную. На Красном поле вообще много кладбищ - оно находится за чертой (валом) старого города. Еще есть Воскресенское, по-моему, но церковь там Тихвинской Божьей матери, по имени хранящейся там иконы, и потому вечно все путаются, и еще дальше, на самом краю болота уже - современное, не помню как называется.


Береза перед входом на кладбище, оплетенная вьюнком. Листья вьюнка уже покраснели, а береза пока держится ;)
Так, надо взять себя в руки, а то я сейчас вывалю весь этот миллион сто тысяч фоток, которые я наснимала!
Примеры необычного декора паямтников, и все, хватит!



Звезда? Вспышка?


Мотив сам по себе распространенный, но конкретно на этом кладбище, в силу его (кладбища) возраста, все-же редкий


Вообще теряюсь в догадках, что же это должно символизировать. Но красиво и необычно.


А вот пример сочетания различных материалов на одном памятнике, их было много в прошлом посте, но встретилось и на этом кладбище


Подытоживая, можно сказать следующее. Рождественсоке кладбище является примером эклектичного смешения похоронной культуры самых разных эпох, и тем оно и мило нашему сердцу ;).
И на этом Шехеразада затыкает себе рот обеими руками ;)

Tags: картинки, кладбища, культура
Subscribe

Posts from This Journal “кладбища” Tag

  • Еврейское кладбище 2

    Начало здесь В этой части поста собраны фотки следующих типов памятников: - "Колонны" - "Ванночки" - "Грубый камень" -…

  • Еврейское кладбище

    В вихре равзлечений, которые может предоставить Питер человеку с разнообразными вкусами, я совсем забыла про кладбища. Дома у меня были обползаны…

  • Невское воинское кладбище

    Оно же "Журавли" Вот что пишут общедоступные источники по этому поводу: " Прежде в южной части Веселого поселка, между современными…

  • Кладбище Валдай (новое)

    Достопримечательности Валдая нам с Лоретой показывал один общий знакомый. Мы с ним в довольно оригинальных отношениях - я его терпеть не могу, а он…

  • Горки - поэтический фестиваль

    Мы собирались посетить парк в Горках, который является довольно крупной достопримечательностью, когда-нибудь, а тут так удачно - двое из нашей…

  • Немецкое кладбище и путевой дворец Екатерины

    Это несколько подзадержавшийся отчет из апрельской поездки клуба "Лягушек-путешественниц" к вышеозначенным достопримечательностям, и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments